Top of Page

Трудоустройство в Австрии

Законодательно наем иностранных работников в Австрии регулируется Актом о наеме иностранных работников (Ausländerbeschäftigungsgesetz - AuslBG), главным исполнителем которого является Государственная служба занятости Австрии.

Гражданам стран, которые не входят в Европейскую Экономическую Зону (ЕЕЗ), намеревающимся работать в Австрии, необходимо получить разрешение на работу и разрешение на проживание (или служебную визу в случае краткосрочного пребывания). Требование получения разрешения на работу также распространяется на граждан стран, недавно присоединившихся к ЕС. Гражданам стран-членов ЕС, а также Исландии, Лихтенштейна и Норвегии разрешение на работу не требуется, и они имеют равные с резидентами страны права на трудовую деятельность.

В течение трех дней после въезда в Австрию иностранный гражданин должен зарегистрироваться в полицейском управлении по месту жительства. Все рабочие контракты в Австрии, как правило, предусматривают наличие испытательного срока, не превышающего 1 месяц. В течение этого периода обе стороны, - работодатель и работник, могут расторгнуть контракт без каких-либо последствий.

В течение семи дней после прибытия в страну каждый работник должен приобрести медицинскую страховку, тип которой зависит от его вида профессиональной деятельности, и затем получить Sozialversicherungskarte (специальную "Зеленую карту медицинского страхования").

Заявление на разрешение на работу подается работодателем в региональное отделение службы занятости AMS (Агbeitsmarktservice) по месту нахождения предприятия. Срок рассмотрения документов, поданных с целью получения разрешения на работу, обычно составляет 7 недель. В случае положительного ответа оно передается соискателю с целью дальнейшего получения рабочей визы в дипломатическом представительстве Австрии в стране его постоянной регистрации.

Визы, выданные с целью туризма, посещения родственников и т.п., не дают право работать в Австрии. К лицам, нарушившим законодательство Австрии в вопросах работы, соответствующими органами Австрии применяются самые жесткие административные меры. От высылки до депортации с невозможностью посетить эту страну сроком до 10 лет.

С подробной информацией относительно трудоустройства в Австрии Вы можете ознакомиться на сайте Государственной службы занятости Австрии - AMS.

ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА АВСТРИИ В ОТНОШЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Условия и правила трудоустройства иностранцев в Австрии регулируются Законом Австрии "О трудоустройстве иностранцев". Согласно данному Закону, гражданин другого государства имеет право на работу на территории Австрии исключительно при наличии определенного типа разрешения на трудоустройство.

Соответствующие разрешения предоставляются на основе ежегодных трудовых квот, которые согласовываются на уровне правительств федеральных земель Австрии. Вопросы предоставления разрешений рассматриваются правительствами федеральных земель по ходатайствам работодателей. Вышеуказанный закон предусматривает следующие типы разрешений на работу:

1. Beschaftigungsbewilligung - выдается на основании ходатайства работодателя относительно конкретного иностранного работника конкретной профессии. Это разрешение выдается сроком на один год, но может быть продлено по ходатайству работодателя или изменено на Arbeitserlaubnis. Beschaftigungsbewilligung дает право работать на определенном месте у определенного работодателя. Любые изменения условий трудового контракта требуют получения нового Beschaftigungsbewilligung.

2. Arbeitserlaubnis - разрешение такого типа выдается иностранцам, если они работали на законных основаниях не меньше, чем 52 недели, в течение последних 14 месяцев, имея разрешение типа Beschaftigungsbewilligung. Это разрешение действительно в течение двух лет только в пределах определенной федеральной земли (Bundesland). Arbeitserlaubnis дает право менять работодателя и работу в пределах определенной административной территории - федеральной земли (Bundesland).

3. Befreiungsschein - это документ, заменяющий разрешение на работу, действительный по всей территории Австрии, который выдается сроком на пять лет следующим категориям иностранных граждан:

  • лицам, которые в целом проработали по меньшей мере пять лет в течение последних восьми лет;
  • лицам, которые ранее находились в браке с гражданином/гражданкой Австрии в течение по меньшей мере пяти лет;
  • молодым представителям иностранцев второго поколения, при условии если они находились в Австрии большую половину своей жизни или большую половину школьного возраста и один из их родителей находился в Австрии более пяти лет.

4. Anzeigebestatigung (EU-Entsendebewilligung) - это документ, который выдается работодателю, не имеющему бизнеса на территории Австрии, но работающему на территории страны Европейского Союза или Европейской экономической зоны; иностранным рабочим, которых временно направили в Австрию. Соответствующий проект должен длиться более шести месяцев, а деятельность конкретного иностранца в Австрии не должна превышать четырех месяцев. Если длительность трудовой деятельности превышает этот срок, то соответствующее лицо должно подать ходатайство относительно получения разрешения на работу (Beschaftigungsbewilligung).

Разрешение на работу не требуется для определенных видов деятельности (например, участие в краткосрочных деловых конференциях, посещение собраний и выставок, выполнения специализированных ремонтных работ или обслуживания импортированной техники, в случае если австрийские работники не смогут выполнить такого вида работы, участие в международных культурных собраниях или мероприятиях, на срок до одной недели, и т.п.). В таких случаях выдается деловая виза сроком до 90 дней.

Иммиграционная политика Австрии в вопросах трудоустройства иностранных работников базируется на трех основных принципах:

  • создание благоприятных условий уже прибывшим иностранным гражданам для максимально эффективного интегрирования в национальный рынок труда и привлечение новых трудовых ресурсов только в случае необходимости заполнения вакансий, которые не могут быть заполнены уже находящимися в стране трудовыми мигрантами, - так называемый принцип "сначала интеграция, затем новый набор".
  • выдача разрешений на работу только востребованным специалистам.
  • приоритет при трудоустройстве перед гражданами третьих стран гражданам стран - новых членов ЕС.

В рамках этой политики осуществляется набор трудовых мигрантов, желающих работать в Австрии. Традиционно иностранцы привлекаются для работы сезонного характера - в туристической отрасли и в сельском хозяйстве (в пределах специальной квоты), в розничной торговле и сфере услуг, связанной с бизнесом, хотя, конечно, возможно трудоустройство и в других отраслях. Основной критерий, который применяется при выдаче решения о допуске иностранца на рынок труда, - наличие качественного образования и высокого профессионально-технического уровня по специальности, которая востребована в стране. Минимальный доход на потенциальном месте работы должен быть не менее 2100 евро. Кроме того, личные качества претендента должны соответствовать требованиям времени (умение работать в команде, способность генерировать новые идеи, скромность, исполнительность и т.п.).

В целях создания возможностей по максимальной интеграции и адаптации иммигрантов к национальным потребностям рынка труда существуют обучающие курсы, позволяющие получить дополнительное образование:

  • курсы по изучению языка, по получению навыков работы в области компьютерных технологий, курсы вождения с получением водительских прав и др., при федеральном Министерстве образования, науки и культуры.
  • при Государственной службе занятости AMS - курсы по различным профессиям.

ГОЛУБАЯ КАРТА ЕС

КРАСНО-БЕЛО-КРАСНАЯ КАРТА

РАБОТА В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Австрия привлекательна для иностранцев не только своей живописной природой, многочисленными историческими достопримечательностями и богатыми культурными традициями, но также и большими возможностями для открытия собственной компании и ведения предпринимательской деятельности.

ТИПЫ КОМПАНИЙ

Австрийские компании классифицируются как малые, средние и крупные. Малые компании должны удовлетворять по крайней мере двум из следующих условий: баланс - не более 2,7 млн. евро, годовой доход - не более 5,4 млн. евро, среднее ежегодное число сотрудников - не более 50 человек.

Средние компании - это компании, в которых, по крайней мере, два из вышеперечисленных показателя превышают указанные значения и не подпадающие под квалифицирующие признаки крупных компаний.

Крупные компании должны отвечать по крайней мере двум из следующих условий: баланс - свыше 11 000 000 евро, годовой доход - свыше 22 000 000 евро, среднее ежегодное число сотрудников - более 250 человек.

80% прямых иностранных инвестиций в Австрию осуществляется в форме Gesellschaft mit beschränkter Haftung (GmbH) - общество с ограниченной ответственностью, 10% - в форме Aktiengesellschaft (AG) - акционерное общество, остальные - с использованием других организационно-правовых форм.

Уставной капитал для GbmH - 35 000 евро, для AG - 70 000 евро. При регистрации должно быть представлено на счете фирмы минимум 50% от суммы уставного капитала.

Гражданство и/или место жительства учредителей роли не играют, однако для работы в Австрии гражданам государств, не входящих в Европейский экономический регион, требуется получение вида на жительство и, зачастую, разрешения на работу.

Зарегистрированный офис фирмы должен находиться в Австрии. Здесь же должен находиться и представитель компании (в случае, если ни один из директоров не является резидентом Австрии).

Законодательно не установлено никаких ограничений на место проведения собрания директоров. Впрочем, также, как и на общее ежегодное собрание акционеров.

РЕГИСТРАЦИЯ КОМПАНИИ

Устав - Gesellschaftsvertrag (для общества с одним пайщиком/Учредительная декларация - Erklärung über die Errichtung der Gesellschaft) подписывается в присутствии нотариуса и должен/должна включать следующие сведения: наименование, местонахождение, уставной капитал и первоначальный взнос каждого пайщика. Затем общество регистрируется в Торговом реестре (Firmenbuch) и публикует объявление в официальной газете о своей регистрации.

Период регистрации GmbH с момента нотариального заверения подписей под учредительными документами до внесения записи в Торговый реестр - около двух недель. Надо иметь в виду, что иностранец имеет право основать в Австрии предприятие любой формы собственности т.е. в Австрии Вы можете открыть фирму вообще без уставного капитала.

В целях стимулирования создания новых фирм на австрийском экономическом рынке недавно были приняты новые дополнения к закону о лицензиях на предпринимательскую деятельность, облегчающие открытие собственных предприятий.

Чтобы фирма в Австрии имела право осуществлять собственную деятельность, она должна иметь не только собственного управляющего, но и так называемого управляющего по лицензии (Gewerberechtlicher Geschäftsfuhrer), в обязанности которого входит контроль и соблюдение правил осуществления той деятельности, которая указана в лицензии, и который несет полную ответственность за это перед соответствующими государственными органами.

Вновь приехавший иностранец не может занимать эту должность у себя в фирме, но есть исключения. Так, если у Вас виза (Niederlassungsbewilligung), полученная Вами в целях предпринимательства, и Ваша фирма имеет вид деятельности, который отнесен к типу "Свободных" (Freigewerbe), то Вы имеете право быть на своем предприятии управляющим по лицензии. Во всех прочих случаях управляющий по лицензии должен быть оформлен на работу в фирме минимум на двадцать часов в неделю.

Если Вы намерены начать оформление пакета документов на получение рабочей визы в Австрию, мы можем предложить Вам полный комплекс услуг по сопровождению Вас на всех этапах получения рабочей визы в Австрию. В наши услуги входит: